10 лет назад у Qantas A380 произошел неконтролируемый отказ двигателя

10 лет назад сегодня у Qantas Airbus A380 произошел неконтролируемый отказ двигателя через несколько минут после вылета из сингапурского аэропорта Чанги. Несмотря ни на что, пилотам удалось посадить самолет, и все пассажиры и экипаж благополучно высадились. Теперь VH-OQA отдыхает под лучами калифорнийского солнца, надеясь вернуться в строй в будущем. К сожалению, этого нельзя сказать о пилоте-герое, спасшем полет и всех на борту.

Прошло 10 лет с момента катастрофы QF32. Фото: Getty Images

Рейс 32 Qantas

VH-OQA был первым Airbus A380 компании Qantas и был назван Нэнси-Берд Уолтон в честь одноименной летчицы-первопроходца. Также известная как «Ангел глубинки», она была самой молодой австралийской женщиной, получившей лицензию пилота. Всего через год после ее смерти у ее одноименного самолета произошел неконтролируемый отказ двигателя. Возможно, она была ангелом, наблюдающим за этим полетом, потому что, несмотря ни на что, все пассажиры и члены экипажа ушли невредимыми.

Будьте в курсе:подпишитесь на наш ежедневный дайджест авиационных новостей.

QF32 был регулярным рейсом из Лондона в Сидней через Сингапур. 4 ноября 2010 года VH-OQA вылетел, как и планировалось, из сингапурского аэропорта Чанги по пути в Сидней с 440 пассажирами и 29 членами экипажа на борту.

Через четыре минуты полета у А380 произошел неконтролируемый отказ двигателя. Осколок двигателя № 2 пробил часть крыла, повредив топливную систему и вызвав утечки. Эти утечки привели к возгоранию топливного бака.

Двигатель номер 2 впечатляюще отказал. Фото: Getty Images

Если этого было недостаточно, повреждение гидравлической системы и антиблокировочной тормозной системы привело к тому, что два других двигателя перешли в режим пониженной производительности. Это, в сочетании с повреждением посадочных закрылков и органов управления двигателем № 1, сделало самолет в значительной степени неуправляемым. Летный экипаж вошел в зону ожидания, чтобы оценить ситуацию. Им пришлось посадить самый большой коммерческий пассажирский самолет в мире, превышающий максимальный посадочный вес на 50 тонн, с меньшим количеством средств управления, чем они привыкли. Это была ужасная ситуация.

После почти двухчасового ожидания экипаж предпринял попытку приземления. Нэнси-Берд Уолтон резко и быстро вылетела на взлетно-посадочную полосу. При резком торможении четыре шины вышли из строя, но самолет остановился, и взлетно-посадочная полоса была в запасе.

Хотя возвращение на землю было облегчением для пассажиров и экипажа, драма на этом не закончилась. Топливо капало на горячие тормоза, и двигатель номер 1 нельзя было выключить. Пожарному расчету пришлось заглушить двигатель на земле до тех пор, пока пламя не погаснет. Риск пожара был высоким, и бортпроводники были готовы эвакуировать пассажиров с помощью аварийного затвора.

К счастью, в конце концов в этом не было необходимости. Выступая перед Королевским авиационным обществом, пилот Дэвид Эванс объяснил:

«У нас есть ситуация, когда есть топливо, горячие тормоза и двигатель, который мы не можем выключить. И действительно, самым безопасным местом было на борту самолета, пока все не изменилось. Таким образом, у нас была кабина экипажа, постоянно находящаяся в состоянии тревоги, готовая к эвакуации, открытию дверей и надуванию горок в любой момент. Со временем опасность утихла, и, к счастью, нам посчастливилось спасти всех очень спокойно и методично по одной лестнице ».

В результате неисправности двигателя на земле обломки разбросаны по домам и автомобилям на индонезийском острове Батам. К счастью, никто на земле не пострадал.

Жители Индонезии собирали детали двигателя на острове Батам. Фото: Getty Images

Возвращение в строй

При осмотре было обнаружено, что диск турбины в двигателе разрушился в результате неправильно изготовленной заглушки маслопровода. Qantas и Singapore Airlines остановили свои A380 до тех пор, пока не будут проверены все двигатели. Некоторые двигатели были заменены, в то время как другие были отремонтированы, чтобы предотвратить повторение неисправности.

VH-OQA был отремонтирован и вернулся в строй в апреле 2012 года. Фактически, он был первым Qantas A380, который вернулся с отремонтированным салоном и новым первоклассным продуктом на борту около года назад.

К сожалению, из-за пандемии самолет в настоящее время находится на мели, опираясь крыльями на солнце Калифорнии. Qantas заявила, что законсервировать свой гигантский самолет до 2023 года на фоне беспрецедентного спада туристического спроса и закрытия международных границ из Австралии. Надеюсь, со временем VH-OQA вернется в строй.

10 лет назад у # QF32 произошел неконтролируемый отказ двигателя вскоре после вылета из Сингапура, и он благополучно вернулся без травм ни на борту, ни на земле. Сегодня VH-OQA отдыхает в пустыне, надеясь снова вернуться в небо. pic.twitter.com/rNW2lFds7S

- Flightradar24 (@ flightradar24) 4 ноября 2020 г.

Пилот, спасший QF32, больше не будет летать

Пилотом за штурвалом Нэнси-Берд Уолтон был капитан компании Qantas Ричард Шампион де Креспиньи. Его хвалят за то, что он сыграл важную роль в успешной посадке самолета после событий QF32, а также за спасение пассажиров на борту. Однако, похоже, его карьера преждевременно подошла к концу.

За несколько дней до 10-й годовщины катастрофы де Креспиньи заявил, что больше не будет работать в Qantas, что является прямым следствием нынешнего спада в международных поездках. В беседе с австралийским изданием Traveler он сказал:

«COVID-19 положил конец моей 45-летней профессиональной летной карьере. В настоящее время я уволен и нахожусь в подвешенном состоянии, не летаю с марта, и выйду на пенсию досрочно 30 ноября ».

Хотя летные дни де Креспиньи, возможно, закончились, его достижения не остались незамеченными. Его книга, описывающая события того рокового дня, «QF32», стала бестселлером 2012 года и стала последующей книгой «Лети! Life Lessons from the Cockpit of QF32 'был выпущен в 2018 году. В нормальных условиях он путешествует по миру, выступая на темы устойчивости перед различными правительствами и компаниями, и, надеюсь, это то, чем он сможет продолжить, когда границы снова откроются.

Вы помните QF32? Неужели 10 лет пролетели слишком быстро? Сообщите нам свои мысли в комментариях.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ