Что делает ребенка вундеркиндом?

Картины семилетней Аэлиты Андре были проданы за десятки тысяч долларов, что поднимает вопрос о том, что отличает настоящего, не по годам развитого гения от простого юношеского творчества с шумихой.

Встаньте перед любой абстрактной картиной - попробуйте Джексона Поллока или Сая Твомбли - и неизбежно кто-то скажет: «Мой ребенок мог бы это сделать». Многим капающие брызги или каракули кажутся случайными и упрощенными, мало чем отличающимися от того, что средний ребенок может сделать с набором краски для пальцев. А поскольку современное искусство становится все более концептуальным, все труднее понять, что делает произведение искусства великим: сам объект, история, стоящая за ним, или и то, и другое? Семилетняя австралийская художница-абстракционистка Аэлита Андре, последняя выставка которой открылась в Манхэттене на прошлой неделе, воплощает то, что один историк искусства назвал импульсом «мой ребенок может это сделать». И снова средства массовой информации, кажется, увлечены идеей, что детское искусство может быть шуткой над самоуверенным миром искусства.

Но путешествие Аэлиты к центру арт-сцены Нью-Йорка поднимает более глубокие вопросы о том, что на самом деле делает вундеркинд и в какой степени художник вообще имеет значение. Ее работы только здесь, на одном из самых влиятельных арт-рынков - и, как сообщается, продаются за пятизначные суммы - потому что она так молода? Должен ли вундеркинд в конце концов выйти на новый уровень? Сможете поразмышлять о своей работе? Вундеркинды определяются культурой или существуют научные критерии?

Когда я подхожу к галерее на 18-й улице, в двух кварталах к западу от района «голубых фишек» Челси, Аэлита кажется типичной маленькой девочкой в ​​ярко-розовых кроссовках. Она убегает из задней комнаты, энергичная и застенчивая. Это за день до открытия "Oracle of Space", ее третьей персональной выставки в Нью-Йорке (последняя ее выставка состоялась в июне 2012 г.). На этот раз ее нынешняя галерея называет ее "всплывающей" выставкой, поскольку она проходит только в течение недели, а затем вещи хранятся на Мотт-стрит для просмотра потенциальными покупателями. Родители Аэлиты говорят мне, что она все еще страдает перелетом, и будит их в 3:30 утра, готовые к началу дня. Ее холсты, некоторые из которых украшены блестками а крошечные пластиковые динозавры - те, которые могут понравиться детям на вечеринке - уже отмечены причудливыми,ранние названия, такие как «Купол динозавров» и «Радужный всплеск и рыбье перо». Ее мать непреклонна, что Аэлита называет каждую картину без посторонней помощи.

Рекомендуемая литература

Расцвет художников-самоучек

Брачный сюжет в эпоху воркизма

Что произойдет с моей музыкальной библиотекой, когда Spotify умрет?

По совету моего пятилетнего сына, поскольку сейчас неделя Хэллоуина, я принес художнице красное конфетное кольцо «Поп», с которым она играет или сосет большую часть времени вместе. Мой сын также дал мне список вопросов к Аэлите, который я рассыпаю во время своих взрослых. Вы видели Холодное сердце? да. Тебе нравятся принцессы ? Не все, только действительно сильные. Кто твои любимые артисты ? Ну, ты и папа, указывая на ее родителей, фотографа и кинорежиссера. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь ? Палеонтолог и художник.

Как гласит история, Аэилта начала рисовать еще до того, как научилась ходить. По словам ее австралийского отца Майкла Андре, примерно в девять месяцев она заползла на его холст и начала «размазывать краски». В течение года Аэлита собрала коллекцию из более чем 60 картин в семейном доме. Когда Аэлите было 19 или 20 месяцев, ее мать, родившаяся в России, Никка Калашникова решила показать некоторые работы дочери «по прихоти» Марку Джеймисону, директору коммерческой галереи в Мельбурне, которая представляла ее собственные фотографии.

«Я просто посмотрела [картины Аэлиты] и подумала, что это что-то действительно потрясающее, - вспоминает Калашникова. «Я просто сказала куратору, что она художница. В конце концов, вы никогда не зайдете в галерею и не скажете: этому художнику 24 или этому 84. Я хотел, чтобы работа Аэлиты была оценена по достоинству ». Калашникова признается, что чувствовала себя «странно и глупо» с детским портфелем. «Я думала, что это, наверное, все в моем воображении», - сказала она. «И, конечно, я предвзята, потому что я ее мать».

Но Джеймисон немедленно захотел включить работы малыша в грядущую групповую выставку вместе с несколькими фотографиями Калашниковой. Только когда Джеймисон начала продвигать искусство Аэлиты в журналах, Калашникова сказала, что ей пришлось раскрыть истинную личность художника. В этот момент Джеймисон «посоветовался со своими коллегами», чтобы определить, следует ли ему показывать детские картины, и, по словам родителей Аэлиты, в конечном итоге решил, что работа говорит сама за себя, независимо от возраста художника.

Менее чем через два года после окончания финансового кризиса четырехлетняя Аэлита перешла на трехнедельную персональную выставку «Вундеркинд цвета» в галерее Агора в Челси.

На выставке было представлено 24 картины, каждая из которых, как сообщается, была продана по цене от 4000 до 10 000 долларов - не сногсшибательная цена в Челси, но определенно так для дошкольника, не имеющего формального художественного образования. В июне следующего года в галерее Agora была проведена вторая сольная выставка Аэлиты «Тайная вселенная», и художница побила свой предыдущий рекорд, когда за одно из полотен было собрано более 12 000 долларов. В материалах галереи работа Аэлиты описывалась как «сложная, но доступная, изощренная, но неуправляемая», а билеты на ее первую выставку были распроданы за семь дней. Семья говорит, что самой высокой продажей Аэлиты на сегодняшний день стала акриловая картина размером 60 на 153 дюйма под названием «Березовый лес в космосе» независимому коллекционеру за 50 000 долларов.

«На первый взгляд, абстрактное искусство таких художников, как Джексон Поллок и Сай Туомбли, может быть похоже на детское искусство или искусство обезьян и шимпанзе», - сказала доктор Эллен Виннер, заведующая кафедрой психологии Бостонского колледжа и старший научный сотрудник Гарвардской аспирантуры. Образовательный проект Zero, исследовательская группа, изучающая природу интеллекта и творческих способностей. Но в исследовании 2011 года, опубликованном в журнале Psychological Science, Виннер обнаружил, что взрослые, не обученные изобразительному искусству, могли отличить абстрактные работы профессиональных художников, проверенные кураторами музеев и учебниками по истории искусства, от «поразительно похожих работ, созданных необученными детьми и людьми». нечеловеческие животные », такие как слоны. Хотя участники не выбирали профессионального художника в 100% случаев,Правильный выбор людьми взрослой или человеческой работы был значительно выше случайности, что противоречило распространенному утверждению, что абстрактное искусство не лучше, чем у обычного ребенка.

Победитель также является автором книги «Одаренные дети: мифы и реальность» и более 100 статей о детской психологии и познании в искусстве. И хотя все дети могут заниматься «красивым искусством», вундеркинд имеет то, что Виннер называет «яростью, которую нужно освоить», одержимостью овладеть ремеслом и часами оттачивать свои навыки. Однако обычно вундеркинды рисуют реалистично. , а не абстрактно, и они не заинтересованы в том, чтобы делиться своей работой.

Доктор Дженнифер Э. Дрейк, доцент кафедры психологии Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка и соавтор доктора Уиннера статьи «Как определить художественное мастерство» в журнале Scientific American Mind , описывает рисунок семилетней давности. вундеркинд, она училась. «Вундеркинды очень любят рисовать. Они хотят рисовать, как только встают и возвращаются из школы », - объяснил доктор Дрейк. «Они не заботятся о демонстрации своего искусства». Один семилетний мальчик очень реалистично нарисовал «сложные трансформаторы» на белой доске, а затем просто стер их и начал все сначала, движимый каким-то внутренним драйвом.

Недавнее исследование Дрейка также показало, что способность гиперреалистично рисовать, создаваемая детьми, которых она называет не по годам развитыми реалистами, не является ни функцией IQ, ни возрастом, ни полом, ни обучением. По ее словам, не по годам развитые реалисты имеют возможность сразу сосредоточиться на деталях, в отличие от первых набросков общих форм. Дрейк видит четкое разделение между одаренным и вундеркиндом.

Оказывается, в отличие от математических, музыкальных и шахматных вундеркиндов, детей-вундеркиндов труднее всего найти, по словам доктора Джоан Рутзац, профессора психологии Университета штата Огайо и автора будущей книги «Двоюродный брат вундеркинда: один психолог. Удивительная история связи между аутизмом и гением ». Она отслеживает более 30 вундеркиндов, но в ее группе всего пять вундеркиндов. Хотя она не может раскрыть, кто входит в когорту, она может сказать, что Аэлиты нет, хотя она очень заинтересована во встрече с ней.

«Я видел ее искусство в Интернете и считаю, что она вундеркинд», - сказал Рутзац, уверяя скептиков, что «сценические родители» не могут слепить вундеркинда. Вундеркинды обладают природной составляющей, которую не могут компенсировать все заботы мира. «У этих детей возникает биологическая разница, и они становятся одержимыми своей работой и хотят все время заниматься своим искусством или играть на пианино, даже если они обычные дети в песочнице».

С самого начала карьеры Аэлиты кажется, что ее семья пыталась задокументировать ее «ярость, которую нужно преодолеть», создавая покадровые видеоролики, чтобы зрители могли наблюдать, как художник рисует холст от начала до конца. В одном видео Аэлита заявляет: «Я буду рисовать 24 часа». Хотя ее отец - режиссер, трудно игнорировать контекст. Десять лет назад была художница-абстракционистка по имени Марла Олмстед, которую к четырем годам в мире искусства Челси также провозгласили вундеркиндом. Ситуация изменилась, когда 60 Minutes разрешили установить скрытую камеру, чтобы наблюдать за картиной маленькой девочки в ее подвале. Посмотрев запись, доктор Эллен Виннер рассказала 60 Minutesона не видела никаких свидетельств вундеркинда, а скорее «нормального, обаятельного, восхитительного ребенка, который рисует так, как мог бы дошкольник», за исключением того, что у нее был тренер (в данном случае, может быть, ее отец), который помогал бы ей двигаться дальше. Другими словами, Виннер не видел признаков «гнева к мастеру».

Вначале Аэлита очаровывает блоггеров, оживленно рассказывая о своей любви к динозаврам и живописи. Но, как и любой нормальный семилетний ребенок, по мере того, как ночь идет к концу, она ведет себя так, как я бы опасался своего пятилетнего ребенка на вечернем художественном мероприятии. В какой-то момент она с визгом бегает по галерее (гость замечает, что это похоже на дом с привидениями). В другой раз она берет с подноса целый кусок сыра, чтобы съесть его руками. Когда пришло время принять участие в видеоинтервью и оценить распечатки работ величайших современных художников, Аэлита хочет сжимать чучело медведя на коленях.

И, как и многие родители, ее родители, кажется, спокойно относятся к этому, когда не все идет по плану, потому что она слишком устала, чтобы играть на одном из своих раскрашенных холстов для скрипки для прессы, как было запланировано. «Я не мог представить себе взрослого, делающего это произведение искусства», - говорит мне Майкл Андре.

«Если честно, ей плевать на все это и на то, чтобы быть на телевидении», - объясняет Калашникова. «Дело не в этом для нее. Она ребенок, и ей все время хочется рисовать ».

Хорошо это или плохо, но определение вундеркинда - это овладение чем-то очень сложным или культурно ценным в молодом возрасте, обычно до 10 лет, сказал доктор Дэвид Генри Фельдман из Университета Тафтса, которого в значительной степени считают дедушкой современных исследований вундеркиндов. «Природа вступает в сговор с культурой, - пояснил он, - это сочетание личных качеств, которыми эти дети обладают в очень раннем возрасте, огромной дисциплины и терпения, а также желания их родителей развивать и развивать их природные способности. Но вы найдете вундеркиндов там, где их ищут культуры ».

Его исследование также показывает, что уровень интеллекта у одаренных людей может сильно различаться. Например, кажется, что вундеркинду требуется лишь скромный IQ, тогда как вундеркинды-математики в целом обладают значительно более высоким интеллектом, чем население в целом. Тем не менее, доктор Фельдман предостерегает от того, чтобы относиться ко всем исследованиям вундеркиндов с долей научного скептицизма. «Помните, мы говорим о крошечной, крошечной области работы, может быть, 50 случаев по всему миру».

Пабло Пикассо, вероятно, является самым известным вундеркиндом в истории детского искусства, он закончил «Пикадор» , изображающий человека, едущего на лошади в корриде, в возрасте девяти лет. Пикассо также известен тем, что якобы сказал: «Мне понадобилось четыре года, чтобы рисовать, как Рафаэль, но целую жизнь, чтобы рисовать, как ребенок». Возможно, как и Пикассо, художественное путешествие Аэлиты только началось, и она станет одним из самых новаторских и влиятельных художников 21 века. Возможно, она бросит вызов традициям вундеркиндов - в той мере, в какой они есть - и бросит вызов, чтобы стать признанным реалистом, как Эндрю Уайет. Или, может быть, она будет палеонтологом и расскажет о своем детстве.

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ